Как коронавирус изменил структуру потребления в США?
Редакция New York Times проанализировала изменение потребительских трендов в виду коронавируса на основе данных 6 миллионов американцев. Предлагаем вам вольную адаптацию текста.
Коронавирус кардинально изменил повседневную жизнь всей планеты и стал мощным потрясением для национальных экономик. Вынужденный карантин внес серьезные коррективы в потребительское поведение. Проще выражаясь, люди начали тратить деньги иначе.
В считанные недели промышленность США фактически остановилась. Сфера услуг была вынуждена последовать за промышленностью, причем остановка коснулась практически всего спектра предоставляемых на рынке услуг – от обычного транспорта, до гольф-клубов. По мнению Люка Тилли, главного экономиста Wilmington Trust, это самое резкое сокращение потребительских расходов, которое мы когда-либо видели.
Расходы потребителей
Изменение структуры расходов с дебетовых и кредитных карт
Все графики и диаграммы в этом материале взяты из анализа данных Earnest Research и подготовлены редакцией New York Times. Earnest Research – американская компания, которая отслеживает покупки совершенные платежными картами на выборке в почти 6 миллионов человек. Пусть эти данные не включают в себя наличные расчеты, согласно статистике в 2019 году кеш был использован только в 26% от объема всех транзакций, а во время карантина люди почти лишены возможности платить наличными. Потому расходы с платежных карт вполне репрезентативны для анализа изменений потребительского поведения.
Изменение структуры потребления. Такие компании как Walmart, Amazon и Uber Eats отмечают повышенную активность потребителей в период карантина, в то время как другие предприятия сферы услуг столкнулись с буквально нулевым спросом на свою услуги.
Изменение структуры потребления
Сильнейшее влияние на структуру потребления оказывают два фактора: способность компаний встроиться в экономику в условиях корона-кризиса и уровень безработицы. Учитывая то, что около 16 миллионов американцев заявили о потере рабочего места в течение последнего месяца, а эпидемиологическая ситуация значительно не улучшилась, структура и объем потребительских расходов будут продолжать меняться и в ближайшие месяцы.
Продукты
На графике ниже можно наблюдать как растут продажи продуктов в связи с тем, что люди начали больше готовить дома.
Карантин заставляет людей больше готовить дома
18 марта был зафиксирован пик продажи продуктов – выручка продуктовых магазинов выросла на 79% за неделю в сравнении с тем же периодом в прошлом году. Основу среднего чека составили товары, входящие в базовую потребительскую корзину: макароны, мука, туалетная бумага, мыло, мороженные и консервированные продукты.
После первых панических недель карантина рост продуктовых продаж пошел на спад, но даже при этом остается выше, чем обычно в это время года (за период с 26 марта по 1 апреля продажи выросли на 7%). В большом плюсе продуктовые магазины с онлайн-доставкой и компании по производству готовых наборов питания.
Туризм
Самоизоляция привела к остановке туристической индустрии
Ограничения на передвижение и призывы властей оставаться дома фактически уничтожили туристическую отрасль. Расходы на авиабилеты, круизы, аренду автомобилей и жилья упали практически до нуля. Поэтому ранее успешные Expedia, Airbnb и Priceline вынуждены сокращать штат сотрудников.
Улучшения ситуации в ближайшее время не ожидается. В начале апреля продажи в сфере туризма сократились более чем на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Общественное питание
Резкое падение выручки ресторанов
Предыдущие кризисы сфера общественного питания переживала относительно неплохо. Но не в этот раз. С введением нормы социального дистанцирования большинству ресторанов пришлось перестать предоставлять традиционные услуги внутри помещений. Административные ограничения коснулись всех – и фаст-фудов, и мишленовских ресторанов.
Большинству предприятий пришлось переквалифицироваться на доставку еды, тем самым снизив доходность. В выигрыше остались только агрегаторы доставки и предприятия, работавшие на доставку и ранее.
Помимо роста безработицы, структурные проблемы индустрии общественного питания могут вызвать более глубокие изменения в экономике, зацепив такие отрасли как логистика и аграрный сектор.
«Сфера услуг традиционно была тем самым сектором экономики, который при кризисах помогал избежать критического спада», – считает Тилли – «Снижение же потребительских расходов в этой сфере существенно ускорит наступление экономического кризиса».
Медиа и энтертеймент
Расходы на медиа и энтертеймент ушли в онлайн
Большая часть развлечений, ранее популярных в США, сейчас просто недоступны. Кинотеатры, парки развлечений, клубы и концерт-холлы испытывают тяжелейший кризис.
Недоступные офлайновые развлечения американцы заменили онлайновыми. Twitch, Nintendo, Netflix и Spotify только успевают публиковать отчеты о своих выручках.
Шоппинг
Расходы на шоппинг: офлайн ритейл на грани краха
Еще до появления коронавируса офлайновый ритейл испытывал проблемы в связи с появлением онлайн-конкурентов. Коронавирус усугубил ситуацию: доходы торговых центров просели еще больше.
Транспорт
Расходы на общественный транспорт упали почти до нулевых отметок
Самоизоляция и работа на дому – смерть для отрасли общественного транспорта. Сервисы Uber и Lyft, общественный транспорт и парковки перестали получать какую-либо прибыль. Стартапы Lime и Bird, стремительно развивавшиеся в прошлом году, стремительно сокращают издержки и не всегда делают это корректно.
Чуть лучше себя чувствуют торговцы автозапчастями и автозаправки, но уменьшение объема рынка почти на половину заставит и эти отрасли пересмотреть свои бизнес-модели.
Красота и здоровье
Парадоксально, но расходы на здравоохранение снизились
Фитнес-центры также были вынуждены закрыться в связи с административными ограничениями. Такие сети, как 24 Hour Fitness и SoulCycle терпят колоссальные убытки.
Во время самоизоляции упал спрос на косметику и средства для ухода за собой – Sephora и Great Clips потеряли более половины доходов по сравнению с тем же периодом в 2019 году.
Кабинеты врачей, специализация которых не позволяет работать во время коронавируса, вынуждены закрыться или принимать людей только в неотложных случаях. Даже некоторые больницы были вынуждены сократить штат медсестер и технического персонала в связи со снижением доходов.
Что нас ждет?
США – ярчайший пример пост-индустриальной экономики, где почти 80% валового продукта генерируется в сфере услуг. Пока мы можем лишь гадать что ждет остальной мир в связи с изменением структуры сферы услуг в развитых странах. Ведь изменится не только отраслевая структура, но и структура занятости. Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что масштаб будущей «перестройки» будет колоссальным.
Вполне логично будет предположить, что диджитальный рынок ждет противоборство двух факторов:
Позитивный фактор: Уход всех бизнесов способных выжить в онлайн и повышенный спрос на эффективные автоматизированные решения
Негативный фактор: Бизнесы будут резать расходы, при этом не всегда такие действия приведут к планируемому результату.